Алексей Кулаков (alekseysc) wrote,
Алексей Кулаков
alekseysc

Почему падают русские ракеты?

ПРОТОН

Ракета-носитель «Протон-М», стартовавшая с космодрома Байконур в ночь на 7 августа, не смогла вывести на расчетную орбиту два спутника связи — индонезийский Telecom-3 и российский «Экспресс-МД2». Несмотря на то, что сама ракета отработала штатно, на этапе выведения спутников произошел сбой во время третьего включения маршевой двигательной установки разгонного блока «Бриз-М» — она включилась по плану, но проработала всего 8 секунд вместо 18 минут. В результате оба аппарата, общей стоимостью около 8 млрд рублей, превратились в космический мусор. Сейчас они находятся на промежуточной орбите с высотой в апогее 5 тыс. км, что на 30 тыс. км ниже целевой орбиты, но уже через полтора месяца сгорят в плотных слоях атмосферы. Это уже седьмая крупная авария с нашими ракетами за последние полтора года.

Цепь провальных запусков началась в декабре 2010 года, когда «Протон» из-за переизбытка топлива в разгонном блоке не смог вывести на орбиту три спутника «ГЛОНАСС» — они просто упали в Тихий океан. А уже в феврале 2011 года «Роскосмос» потерял военный спутник «Гео-ИК-2», запущенный на ракете «Рокот». Этот аппарат в конце концов обнаружили на нерасчетной орбите, но использовать его по назначению было уже невозможно. В середине августа прошлого года наше космическое ведомство провалило запуск телекоммуникационного спутника «Экспресс-АМ4» — в циклограмме разгонного блока произошел сбой, что привело к ошибке ориентации при выполнении маневра. А в конце августа того же года произошла авария при запуске космического грузовика «Прогресс М-12М», который должен был доставить на МКС продовольствие и оборудование. Причиной неудачи стала нештатная работа двигательной установки ракеты-носителя «Союз-У». Из-за засорения тракта подачи горючего расход топлива был сокращен, что привело к аварийному выключению двигателя. В результате корабль упал в горах Алтая. Наконец, в конце 2011 года провалилось еще два запуска — марсианской межпланетной станции «Фобос-Грунт» и космического аппарата связи «Меридиан». (Эксперт-онлайн)

Анатолий Вассерман:
Вассерман

Космические полёты пока на пределе возможностей современной техники. Понятно, без сбоев — порою катастрофических — не обойтись. Но 2 несчастья за одну неделю (и 6 с начала года) — явный перебор. А когда аварии случаются с надёжнейшими ракетами, находящимися в строю полвека и постоянно совершенствуемыми, — это уже катастрофа всей отрасли.

Ракета-носитель «Протон» Челомея с двигателями Глушко и Косберга в рамках советской лунной программы отпочковалась от межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на высококипящем долгохранимом топливе и впервые взлетела в 1965-м. В конечном счёте в основу программы легла другая система — Н-1 Королёва с двигателями Кузнецова (увы, из-за экономии на стендах для наземных испытаний её так и не удалось отладить до американского лунного десанта).

«Протон» же с тех самых пор работает на околоземных орбитах. Он выводит в космос тяжёлые системы, включая советские орбитальные станции. А с разгонным блоком «Бриз» он стал основным средством доставки спутников связи на геостационарную орбиту.

И вдруг давно обкатанный «Бриз» вывел новейший российский спутник, где за 20 миллиардов рублей (!) собраны десятки каналов связи во всех диапазонах, включая цифровое телевидение, далеко в сторону от орбиты.
Ещё страшнее авария ракеты «Союз», направленной к международной космической станции. Правда, она несла беспилотный грузовой «Прогресс». Но на таких же ракетах летают и корабли «Союз» с людьми.

«Союз» — плод многократной модернизации МБР Р-7 Королёва с двигателями Глушко, впервые взлетевшей в 1957-м. С тех пор и по сей день все наши пилотируемые корабли — «Восток», «Восход», «Союз» — выносит в космос именно эта система — по сути, та же Р-7 с добавленной третьей ступенью.

Надёжности обеих ракет завидуют едва ли не все остальные космические конструкторы. Только 3% стартов «Протона» оказались неуспешны. Только 1 старт «Союза» потребовал срабатывания системы аварийного спасения.

Кроме того, ракеты постоянно совершенствуется. Каждый старт приносит инженерам громадный объём телеметрической информации. Её анализ выявляет малейшие слабости в конструкции, подталкивает к новым решениям. Да и материаловедение, и технологии производства не стоят на месте.

Кстати, это — одно из ключевых преимуществ нашей космической программы перед американской концепцией многоразовой системы. Её спроектировали единожды в конце 1970-х и со времён первого полёта первого из пяти космических челноков — 12 апреля 1981 года, в 20-ю годовщину полёта Гагарина, меняли только износившиеся детали. Понятно, челноки безнадёжно устарели, а стенда для обкатки новых решений не было. Поэтому сейчас, когда два челнока погибли, а три оставшихся развезены по музеям, американцы вынуждены создавать новый пилотируемый космический комплекс практически с нуля.

Отчего же сейчас на нашу технику, постоянно впитывающую в себя новейшие достижения науки и инженерного искусства, обрушилась затяжная полоса неудач? Причём с каждым годом доля провалов растёт!
На мой взгляд, причины упадка нашей космической промышленности — чисто экономические. И будут расти по мере прогресса рыночной экономики.

Чтобы совершенствовать технику, надо самому в совершенстве разбираться в ней. Старые инженеры и учёные, воспитанные ещё в советское время, стареют и уходят. На их место приходят плоды нынешней системы образования, заточенной под извлечение максимальной прибыли. Тут уж хочешь — не хочешь, а приходится экономить и на качестве преподавателей, и на учебном оборудовании, и на производственной практике… С рабочими, воплощающими чертежи в металле и композитах, и того хуже. Система профессионально-технического образования разрушена практически полностью: эффективные менеджеры — и на предприятиях, и во всей державе — сочли её непрофильным активом.

Вдобавок Роскосмос включил в тариф на свои услуги страховку грузов. Раньше каждый сбой оказывался предметом жёсткого разбирательства — иной раз с оргвыводами вплоть до изгнания с работы и из правящей партии. Теперь же клиент может услышать: вот Вам деньги за Ваш аппарат — в чём проблема?

Между тем проблема остаётся. Как сказал великий физик Франклин, чей портрет размещён на стодолларовой купюре, время — деньги. Не вышел на орбиту спутник связи — перевод значительной части России на цифровое телевещание откладывается на несколько лет, до завершения строительства и отладки нового аппарата. Рухнул на Алтай космический грузовик — всю программу работы на МКС приходится перетасовать из-за потери запланированного снабжения станции едой, водой и приборами. Кто возместит это?

Но дело, конечно, не в деньгах. А в том, что при таком отношении к делу того и гляди случатся и человеческие жертвы.

Впрочем, и деньги важны. Страховка повышает общую цену работы в космосе. А частые аварии того и гляди оттолкнут от нас клиентуру: лучше уж дождаться разработки новой ракеты в Европейском Союзе, Китае, Америке. И тогда Роскосмос останется без главного нынче источника дохода.

С другой стороны, даже доходов Роскосмоса вряд ли хватит на возрождение всей отечественной системы среднего и высшего образования. Хотя бы потому, что система эта должна работать в интересах не одной фирмы, а всей страны. Вот только формулировать эти интересы нынче — в рамках концепции втискивания страны в «свободный» рынок, наглядно доказывающий свою несостоятельность очередной Великой Депрессией, — некому.

Социалистическая экономика и советская политика далеко не безгрешны. Я посвятил их сбоям, провалам и системным недостаткам множество публикаций. Но рынок — как и учили нас классики марксизма — ещё многократно хуже. Так что в последние годы я то и дело повторяю один из бесчисленных афоризмов Станислава Ежи Беноновича де Туш-Лец: «Если хорошее старое вытесняет плохое новое — это прогресс?».

Источник: http://www.soldatru.ru/read.php?id=1427
Subscribe

promo alekseysc february 15, 2014 09:09 1
Buy for 100 tokens
В 1798 году Томас Мальтус публикует "Опыт закона о народонаселении”, в котором высказывает революционную на тот момент мысль о том, что рост населения планеты значительно превышает скорость использования ресурсов и рост производства продуктов питания, вследствие чего неизбежны голод, бедность и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments