Алексей Кулаков (alekseysc) wrote,
Алексей Кулаков
alekseysc

Московские парки отдыха превратятся в филиалы мечетей | KM.RU

molelnya_0
Коллаж © KM.RU

Идея со строительством множества мечетей в разных районах Москвы явно забуксовала. После прошлогоднего стихийного митинга жителей столичного района Митино против возведения мечети у них под окнами стало ясно, что москвичи это начинание, мягко говоря, не поддерживают. Что и понятно - кому нужны толпы верующих, движущихся от метро через спокойный спальный район к своему культовому сооружению и обратно? Равно как и ежедневные пятиразовые призывы на молитву через мощные динамики. И это в районе с христианским населением? Нет уж, увольте. Беспокойный во всех отношениях объект получился бы. Вот жители и вышли на предполагаемую стройплощадку, чтобы завить: «Вас здесь не стояло!»

И власти от планов строительства отказались. Но дело на том не закончилось. Теперь с инициативой выступила некая «группа столичных урбанистов» (никогда о такой не слышал), предложившая властям разместить в зеленых зонах Москвы около ста молельных площадок для мусульман, каждая из которых вмещала бы 100–150 верующих, сообщают «Известия».

Представитель группы Тигран Арутюнян (автор проекта) рассказал изданию о деталях. По его замыслу, площадки можно сделать разборными, чтобы монтировать только на время молитвы, и небольшими по площади — 15х20 м.


Исламизация, экспансия ислама

Вопросы возникают уже в этом месте. У мусульман положено молиться пять раз в день. Надо ли понимать так, что площадки будут разбираться и собираться по столько же раз на дню? Если да, то проект создаст массу рабочих мест.

Но объяснение автора продолжается. Во время празднования крупных мусульманских праздников, таких как Курбан-байрама, этой осенью рядом с площадками предлагается устанавливать экраны, на которых пойдет трансляция молитва имама у соборной мечети на проспекте Мира.

И опять вопрос. И трансляция, и экраны - дело дорогостоящее, даже очень. Да и услуги рабочих по сборке тоже чего-то стоят, не говоря уже об изготовлении самих конструкций, их хранении и транспортировке. Кто станет оплачивать, и не лягут ли эти расходы дополнительным бременем на столичный бюджет, средств в котором и так не хватает (занимает у банков через облигации)?

Дальше проливается некоторый свет на появление идеи - она была сгенерирована в рамках работы летней школы Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ.

Ага, Высшая школа экономики, известный оплот либеральной экономической мысли. Только на сей раз эта мысль углубилась в религиозные проблемы, не удосужившись изучить их в достаточной степени.

Проекту дали красивое название - «Урбан ковер». Г-н Арутюнян считает, что мобильные площадки для молитв в парках могут стать временной альтернативой решения проблемы нехватки мечетей в столице в условиях огромного притока мигрантов из мусульманских стран СНГ.

Уф, что ни абзац, то побуждение вступить в заочную полемику. Временная альтернатива, говорите? Но в наших условиях нет ничего более постоянного, чем временное. Угнездившись один раз в парках, молельные шатры уже оттуда, скорее всего не уйдут.

Далее. Автор идеи упоминает огромный приток мигрантов, что дает повод предложить другое решение проблемы. Ведь она состоит не в недостаточном количестве мечетей, а в избыточной численности мигрантов. Тут надо не мечети строить, а визы вводить - и все сразу разрешится само собой. И потом, с какой стати строить что-либо для мигрантов? Они что, граждане России? Пусть об их удобствах заботятся власти их стран, а в гостях можно скромно помолиться где-нибудь в съемном жилье на коврике.

Урбанисты приводят статистику для подтверждения своей правоты: в Москве при численности населения более 10 млн человек сейчас действует четыре мечети, одна из которых закрыта на ремонт. А в Лондоне на 8,3 млн человек 100 мечетей, в Пекине на 17 млн человек — 70, в Нью-Йорке на 8,5 млн — 140.

Мы же добавим, что в Узбекистане, Таджикистане и других среднеазиатских странах тоже мечетей достаточно. Вот пусть гастарбайтеры возвращаются к себе на родину и там молятся, сколько захотят. Не строят же в ОАЭ и Саудовской Аравии христианских храмы для туристов - тогда, почему мы должны возводить молельни для «гостевых рабочих»? А для мусульман из коренного населения мечетей в Москве вполне достаточно.

«Пространства для проведения религиозного обряда нужно разместить на территории городских парков, - рассуждает Арутюнян. - Площадки, с одной стороны, должны быть в хорошей транспортной доступности, а с другой — их необходимо максимально отдалить от окон москвичей. Места для проведения религиозного обряда можно собирать из модулей на несколько часов, а после завершения молитвы разбирать. Сакральное пространство на них будет образовываться за счет того, что туда мусульмане будут приходить со своим ковром для молитвы».

И перечисляет не очень убедительные преимущества, которые даст внедрение проекта. «Верующим во время проведения крупных исламских праздников не придется ездить молиться в соборную мечеть в районе проспекта Мира, что позитивно скажется на транспортной ситуации. Кроме того, силовым службам столицы будет проще обеспечить безопасность, если молитва будет проходить на малых площадках».

Мусульманское духовенство отнеслось к проекту благосклонно. Руководитель департамента внутренних дел Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) Ильдар Нуриманов рассказал, что идея обсуждается. «Проект направлен в отдел, который занимается непосредственно подготовкой праздников на улице. Любое место проведения молитвы надо согласовывать с городом. При первой возможности, как только в мобильных местах появится необходимость, мы воспользуемся этой идеей», - сказал он.

Некоторые эксперты тоже поддержали идею. «В Москве вызвала большое сопротивление со стороны горожан программа по строительству 200 православных храмов. Многие горожане, даже будучи христианами, не хотели жить по соседству с религиозными объектами, — говорит религиовед, эксперт Московского бюро по правам человека Юрий Табак. — Реальной возможности построить в столице необходимое количество мечетей нет. Если их строить в отдаленных районах, например, за МКАД, то это вызовет резкое недовольство со стороны мусульманской общественности. А если пытаться разместить мечети в спальных районах Москвы, то недовольны будут местные жители, так как их жилые кварталы станут местами скопления мигрантов».

По словам религиоведа, недостаток мест для молитв мусульман провоцирует в столице напряжение на национальной почве. Он полагает, что в этой ситуации временные площадки могут стать «практическим решением» этой проблемы.

«Реальная нехватка мечетей в столице ощущается не каждый день, а только во время проведения двух крупных исламских праздников. Временные пространства для молитв под открытым небом могли бы полностью удовлетворить потребности столичных мусульман, — говорит ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Андрей Коротаев. — На еженедельные пятничные молитвы ходит значительно меньше верующих, поэтому строительство капитальных мечетей неоправданно».

А вот муниципальный депутат Пресненского района Елена Ткач опасается, что коренные москвичи отнесутся к появлению мобильных молельных площадок в парках города негативно, несмотря на их временность и разборность. Она уверена, что «парки — не место для религиозных обрядов, так как там горожане отдыхают, гуляют с детьми, занимаются спортом».

Пользователи интернета своими комментариями полностью подтвердили ее точку зрения и не разделили благодушия экспертов. Они возмутились тем, что мнения людей опять не спрашивают, хотя парки, по умолчанию, строились для них, а не для приблудных гастарбайтеров, и, следовательно, они там хозяева.

Многие обращают внимание на то, что не слишком-то приятно наблюдать за отправлением чужого религиозного культа, когда гуляешь в парке с детьми или занимаешься спортом. На деле молитва получится доминирующим событием зоны отдыха, и досуг остальных людей будет испорчен. К тому же, Москва не является зеленым городом и парков в ней не так много, чтобы раздавать их мусульманам.

В середине дня стало известно о реакции мэрии на предложение урбанистов. «Москвичи - хозяева города, поэтому им решать вопрос появления мусульманских молелен под открытым небом в парках», - считает и.о. заместителя мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, которого цитирует «Интерфакс». Если москвичи предлагают, если москвичи поддерживают создание этих площадок - пожалуйста, мы создадим», - сказал он журналистам во вторник. «Там (у московских парков) живут и другие жители, вдруг они скажут: «Нет!» Давайте советоваться с москвичами, они хозяева города», - пояснил и.о. заммэра.

Стало быть, власти все-таки сделали долговременные выводы из митинского митинга против строительства мечети и не намерены больше наступать на те же грабли.

Александр Романов

Читать полностью: http://www.km.ru/v-rossii/2013/08/13/mezhnatsionalnye-otnosheniya-v-rossii/718295-moskovskie-parki-otdykha-prevratyat
Subscribe
promo alekseysc february 15, 2014 09:09 1
Buy for 100 tokens
В 1798 году Томас Мальтус публикует "Опыт закона о народонаселении”, в котором высказывает революционную на тот момент мысль о том, что рост населения планеты значительно превышает скорость использования ресурсов и рост производства продуктов питания, вследствие чего неизбежны голод, бедность и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments