Алексей Кулаков (alekseysc) wrote,
Алексей Кулаков
alekseysc

Двенадцать лет назад украинский С-200 сбил пассажирский самолёт

Оригинал взят у neonivanov в Десять лет назад украинский С-200 сбил пассажирский самолёт
4 октября 2001 года Ту-154 авиакомпании «Сибирь» выполнял рейс Тель-Авив — Новосибирск.
Полёт проходил на высоте 11 100 метров в пределах международной воздушной трассы Б-145.
В 13 часов 45 минут магнитофон СКЦ АУВД «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся, как говорится в материалах расследования, «эмоциональным криком».
В следующие 45 секунд было зафиксировано ещё несколько сигналов нажатия членами экипажа кнопки бортовой УKB-рации с последующими шумами, криками членов экипажа: «... куда попала(о) ...». Тогда же метка самолёта исчезла с экранов радаров. А в 13 часов 46 минут на связь с диспетчером вышел экипаж Ан-24 армянской авиакомпании, сообщивший, что только что наблюдал взрыв в воздухе и, предположительно, падение самолёта. Ту-154 пропал в нейтральных водах Чёрного моря примерно в 180 км от Новороссийска. Вскоре в том квадрате были обнаружены обломки самолёта и плавающие на поверхности моря тела погибших людей. Погибли все 78 человек.
Поскольку явно имел место взрыв, первой версией было – теракт.
Однако спустя пару дней экспертам стало ясно: самолёт был поражён боевой частью 5Б14Ш ракеты 5В28 зенитного комплекса С-200В.



Сама же ракета была выпущена с позиций войск ПВО Украины в Крыму — на полигоне в районе мыса Опук как раз проходили учения зенитчиков. И было похоже, что оператор украинского комплекса ошибочно идентифицировал пассажирский лайнер как учебную цель. Анализ обломков самолёта и пробоин показал, что зенитная ракета взорвалась в 15 метрах над Ту-154, не оставив ему ни малейшего шанса уцелеть...
Украинские власти, с ходу категорически отвергнув возможность своей причастности к трагедии, сразу же погрузились в пучину наглой лжи. Они твёрдо стояли на том, что никаких учений в Крыму тогда вообще не было. Затем стали говорить, что стрельбы проводились, но ракетами без боеголовок. Только вот таких стрельб зенитно-ракетными комплексами — без боеголовок — вообще не бывает ни в одной стране. Больше всех гневался тогдашний президент Украины Леонид Кучма, восклицавший: «Азимут стрельбы совсем не совпадал с местонахождением Ту-154. Технически это невозможно, хотя теоретически возможно все», потому как... «конструкция и производство ракеты — российские».
На первых порах Кучме охотно подыграл и президент России Владимир Путин, заявивший 4 октября 2001 года в интервью, что, «во-первых, заранее все необходимые службы на Украине были поставлены в известность. Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно». Да и вообще, «в любом случае нет оснований не доверять украинской стороне».
Но оснований, как выяснилось вскоре, было более чем достаточно. А тут ещё пану Кучме подгадили... американцы. Оказалось, что сразу несколько американских разведывательных спутников вели наблюдение за районом учений. И они зафиксировали, как в 13.41 с полигона в районе мыса Опук был произведён пуск ракеты, а в 13.45.17 ракета поразила самолёт — аккурат в той точке, где взорвался Ту-154. Впоследствии огласке была предана изъятая сотрудниками военной контрразведки магнитофонная запись переговоров между боевым расчётом, командным пунктом бригады и руководителем ракетных стрельб — заместителем главкома войск ПВО по боевой подготовке генерал-лейтенантом Дьяковым. Когда мишень «Рейс» вошла в зону стрельб, оператор наведения вдруг доложил: радар захватил не одну, а сразу три цели. Уже позже установлено: цель № 1 — собственно «Рейс», цель №2 — российский Ту-154, а цель №3 — тот самый армянский самолёт Ан-24, который и зафиксировал гибель российского лайнера. В ответ на доклад оператора генерал-лейтенант Дьяков, вместо того чтобы принять меры по классификации целей, отдает приказ: «Пошли их в сраку! Огонь!» Спустя 29 секунд после пуска командир дивизиона Венгер доложил: наведение сорвано. Шанс избежать трагедию ещё был, прикажи генерал немедленно выключить радиолокационную станцию: головка самонаведения «двухсотки», перестав получать отраженный от Ту-154 сигнал, выдала бы на рули ракеты команду «максимально вверх», ракета «свечой» ушла бы в верхние слои атмосферы. Однако оператор наведения продолжал «подсвечивать» Ту-154, и ракета, промазавшая мимо штатной мишени, продолжала преследовать цель до последнего.
Безопасность стрельб не обеспечивали размеры полигона. Украинские «полководцы» не могли не знать, что при боевых стрельбах ЗРК С-200 должна быть обеспечена зона безопасности, превышающая максимальную дальность полёта ракеты в 2 — 2,5 раза. Но тогда надо было освободить от всех летательных аппаратов воздушное пространство практически над всей акваторией Чёрного моря, что явно нереально! В былые времена, когда Украина была в составе СССР, ни одному советскому маршалу или генералу и в голову не могла прийти бредовая идея использования полигонов в Крыму для проведения учений сил ПВО с реальными пусками зенитных ракет.
Своей вины Украина официально так и не признала и никаких извинений не принесла. Спустя неделю после уничтожения Ту-154 Леонид Кучма цинично заявил: «Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего…» Впрочем, министра обороны Украины, генерала Александра Кузьмука, спустя 20 дней после трагедии в отставку всё же отправили. Кроме самого министра по итогам служебного расследования «пострадало» ещё несколько человек: из армии уволили главкома ПВО генерал-полковник В. Ткачева, его заместителя по боевой подготовке генерал-лейтенанта В. Дьякова, начальника радиотехнических войск ПВО генерал-майора Ю. Короткова, полковников А. Лунёва и Н. Жилкова, подполковников М. Алпатова и В. Шевченко. Был отстранен от должности генерал-лейтенант В. Калинюк – командующий 49-м корпусом. А майора Ю. Венгера перевели на более низкую должность. Однако под суд никто из военных так и не был отдан. Впрочем, так ведь никакого суда над виновниками трагедии и не было.
Спустя два года министры юстиции Украины и Израиля достигли соглашения о денежных компенсациях семьям погибших. Парадоксально: хотя официально Киев так и не признал своей ответственность за гибель российского самолёта, но обязался выплатить семьям погибших израильтян по 200 тысяч долларов! А вот авиакомпания «Сибирь» возмещения материального ущерба от Украины так и не добилась. В январе 2011 года некие эксперты умудрились доказать в Хозяйственном суде Киева (который, похоже, столь же «независим», как наше «басманное» правосудие), что Ту-154 никак не мог быть сбит зенитной ракетой. И в сентябре 2011 года этот суд отклонил иск российской авиакомпании к украинскому Министерству обороны.
Впрочем, случаи, когда военные из-за своей халатности и разгильдяйства сбивают гражданские самолёты, не такая уж и редкость — особенно в нашей стране. Так, 18 января 1959 года возле Сталинграда был сбит пассажирский Ил-14, совершавший рейс из Внуково в Баку. Погибли все 25 человек, находившиеся на его борту. Выяснилось, что при заходе на посадку самолёт попал под пулемётный огонь с земли — на полигоне близ аэропорта шли учебные стрельбы. Однако дело замяли, списав катастрофу на технические неполадки, и никто из военных наказания за гибель людей не понёс. Другой инцидент имел место 17 декабря 1961 года: аэрофлотовский Ил-18, совершавший рейс Москва — Адлер, вдруг рухнул с 8-километровой высоты в Ростовской области. Погибли 59 человек. Официальная версия катастрофы традиционная: отказ техники. Только на самом деле самолёт был сбит ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса С-75 в районе полигона Капустин Яр. Дело, как водится, вновь замяли.
 30 июня 1962 года в Красноярском крае зенитной ракетой был сбит Ту-104А «Аэрофлота», выполнявший рейс Иркутск — Омск. Все 84 человека, находившиеся на борту самолёта, погибли. Выяснилось, что в тот день в 15 км от места трагедии, в районе поселка Маганский, шли учения ПВО с пуском боевых ракет по мишеням...
Ещё один Ту-104, совершавший 2 сентября 1962 года рейс Хабаровск — Петропавловск-на-Камчатке, рухнул через 10 минут после взлёта близ военного полигона Литовко. По неофициальным данным, самолёт был поражён ракетой.
4 апреля 1963 года возле Чистополя разбился Ил-18В: 67 погибших. Причиной трагедии опять стала выпущенная военными ракета. 6 января 1968 года в 92 км западнее Олёкминска (Якутия) на высоте 4,5 км ракета сил ПВО поразила Ан-24 «Аэрофлота», выполнявший рейс Якутск — Олёкминск — Ленск — Братск — Красноярск — Новосибирск. Погибли 45 человек. Официальный же вердикт гласил: самолёт внезапно разрушился в воздухе по неизвестной причине.
22 января 1973 года, за 15 минут до посадки в аэропорту Перми, разбился Ан-24 «Аэрофлота». Жертвами стали 44 человека (четверо пассажиров выжили при падении, но затем погибли от сорокаградусного мороза). Факты свидетельствовали, что самолёт был сбит ракетой «земля — воздух»: на обломках фюзеляжа обнаружены частицы ракетной взрывчатки и краски, которой покрывают корпус ракеты.
15 мая 1976 года Ан-24 «Аэрофлота», вылетевший из Киева в Москву, разбился близ Чернигова. Погибло 52 человека. Расследование установило, что причиной катастрофы стали действия пилота истребителя МиГ, выполнявшего пилотаж в зоне полётов гражданской авиации: пассажирский самолёт попал в спутный след истребителя и сорвался в штопор
По материалам http://www.sovsekretno.ru/


Subscribe
promo alekseysc february 15, 2014 09:09 1
Buy for 100 tokens
В 1798 году Томас Мальтус публикует "Опыт закона о народонаселении”, в котором высказывает революционную на тот момент мысль о том, что рост населения планеты значительно превышает скорость использования ресурсов и рост производства продуктов питания, вследствие чего неизбежны голод, бедность и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments