Алексей Кулаков (alekseysc) wrote,
Алексей Кулаков
alekseysc

Categories:

Родом из Измайлово - 75 лет спустя


Измайловский аэродром перед началом застройки

Аэродром «Измайлово» — бывший военный аэродром, располагавшийся в ближнем пригороде, на востоке Москвы. С июня 1942 года по март 1959 года на аэродроме базировался 65-й отдельный Краснознамённый транспортный авиаполк Военно-Воздушных сил Военно-Морского флота (войсковая часть 42841).


День части

По некоторым данным, ранее, до 1942 года на Измайловском аэродроме базировался 65-й истребительный авиационный полк особого назначения ВВС Военно-Морского Флота, который защищал небо столицы в дни битвы за Москву в 1941—1942 годах.



7 июня 1942 года на аэродроме «Измайлово» была сформирована авиационно-техническая база. Её первым командиром был интендант 3 ранга И. А. Батюшков, заместителем командира по политической части — батальонный комиссар Галичий. Буквально на следующий день — 8 июня — был сформирован 65 отдельный авиационный полк Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота. С тех пор и по настоящее время, несмотря на все преобразования, передислокации, сокращения, переименования, обе части практически неотделимы друг от друга.

Военный городок находился в районе 16-й Парковой улицы, ориентир современная школа-интернат № 76. В послевоенное время за Щелковским шоссе, в районе современных 11-й и 13-й Парковых улиц располагались антенные поля приводных радиостанций.

Аэродром появился в конце 1930-х годов и сразу же был засекречен. Он не значился ни на одной карте и имел настолько своеобразную форму, что с воздуха трудно было угадать очертания аэродрома. Например, его рулёжные дорожки были построены по окружности, а две взлётно-посадочные полосы были предельно короткие, каждая по 1 тысяче метров. С таких опасных полос лётчикам облегчал взлёт рельеф местности: скорость самолётов увеличивалась сразу после старта благодаря естественному уклону к северо-западу.


Ка-10 на аэродроме в Измайлово

Ветераны рассказывали, что даже в период наступления фашистов на Москву самолёты с этого аэродрома не взлетали. Причина всё та же: секретность, не хотели его «светить». За всю войну аэродром ни разу не бомбили.

Официально в годы войны аэродром Измайлово стал центральным аэродромом Военно-морского флота. Здесь базировался 65-й отдельный авиаполк особого назначения.

Особо секретный

Территория аэродрома ограничивалась современными Измайловским проспектом (с юга), Щёлковским шоссе (с севера), 5-й Парковой улицей (с запада) и 16-й Парковой улицей (с востока). Начало взлётной полосы было в районе современной Верхней Первомайской улицы, между 13-й Парковой улицей и продолжением 14-й Парковой улицы, под углом к Верхней Первомайской. Заход самолётов на посадку осуществлялся с юго-восточного направления.


План Москвы издания Мосгоргеотреста, 1952 г. (съёмка местности 1951 г.). Красным цветом обозначены границы территории аэродрома; зелёным - ВПП; жёлтым - место КДП; лиловым - рулёжка, или стоянка самолётов. Синим цветом обозначено место расположения ангара; знак "сооружение башенного типа" поставлен на углу 9-й Парковой и Верхней Первомайской,- там, где стоит загадочная башня, не обозначенная ни на одной карте.

— Незадолго до смерти в 1985 году знаменитого воздушного аса Александра Покрышкина мне довелось поговорить с ним о нашем Измайловском аэродроме, — вспоминала директор школы № 351, на 13-той Парковой улиуе, д. 18 "а" Нателла Ефремова. — Он рассказал, что этот аэродром имел статус государственной важности. Именно отсюда Иосиф Сталин вылетел на Тегеранскую конференцию.

Ученикам школы удалось разыскать женщину, которая во время войны служила связисткой на этом аэродроме. Мария Старчукова поведала им, что аэродром использовался ещё и как испытательный полигон. Здесь работал знаменитый авиаконструктор Сергей Ильюшин. А испытания самолётов проводил Герой Советского Союза лётчик-испытатель Владимир Коккинаки. Довелось ей видеть даже знаменитый сверхсекретный американский стратегический бомбардировщик B-29 «Суперфортресс», который наши самолёты перехватили на Дальнем Востоке. Самолёт перегнали в Измайлово и буквально разобрали по винтикам. Позже часть конструкторских решений американцев использовали в разработке отечественных бомбардировщиков.



На месте взлётной полосы измайловского аэродрома в 1966 году была построена школа №351. В ней в 1998 году был открыт историко-краеведческий музей, где сейчас хранятся в том числе фотографии ветеранов 65-го особого авиаполка.

Весной 1959 года 277-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья ВВС ВМФ была переведена из Измайлово на аэродром Остафьево (Щербинка), при этом аэродром Измайлово выводится из эксплуатации. Вместе с эскадрильей передислоцирована авиационно-техническая база (39-я вспомогательная авиационная база ВВС ВМФ в/ч 49345). На основании директивы ГШ ВМФ ОМУ/4/11086 от 04.05.1963 г. эскадрилья переформирована в 327-й отдельный транспортный краснознамённый авиационный полк, с непосредственным подчинением командующему авиацией ВМФ СССР.


Ан-12

Строительство аэродрома Остафьево вело строительное управление НКВД СССР, аэродром сдан в 1934 году. О характере и периодичности его использования на раннем этапе достоверных сведений нет.

Первое документально зафиксированное упоминание словосочетания «аэродром Остафьево» относится к 9 февраля 1942 года. В этот день директивой Заместителя Народного Комиссара Обороны Союза ССР за №338643 в «Остафьевский аэродром специального назначения Главного Управления Военно-Воздушных Сил Красной Армии» (полное официальное наименование) был переформирован 783-й батальон аэродромного обслуживания 6-го авиационного корпуса Военно-Воздушных Сил Московского военного округа. Приказом Народного Комиссара Обороны за № 00200 от 13 сентября 1942 года (и отданным на его основании 2 октября приказом по ВВС МВО за № 0186) Остафьевский аэродром специального назначения был передан из структуры НКВД в состав 17-й авиационной дивизии дальнего действия. Также на базе аэродрома была развернута Первая истребительная воздушная армия Противовоздушной обороны (1-я ИВА ПВО). К этому времени уже был полноценный военный аэродром с двумя взлётно-посадочными полосами и рулёжными дорожками с твёрдым покрытием, и имевший необходимую для его эксплуатации инфраструктуру.

Директивой штаба ВВС Красной Армии за № 512043 от 27 февраля 1943 года (и отданного 1 марта на её основании приказа по АДД) Остафьевский аэродром специального назначения был переименован в «Аэродром специального назначения № 5» (АСН № 5), и так он продолжал именоваться до 29 января 1964 года. В тоже время АСН № 5 получил условное обозначение «Войсковая часть – полевая почта № 10275». Кроме 17-й АДДД (с 26 марта 1943 года – 2-я гвардейская авиационная дивизия ДД), на аэродроме в годы войны базировались другие части и соединений Авиации Дальнего Действия – в частности, 1-я, 5-я гвардейская, 73-я вспомогательная авиационные дивизии, а так же лётный центр АДД.

В послевоенные годы на аэродроме Остафьево на базе лётного центра впервые осваивалась система слепой посадки СП-50 «Материк» и проводилось обучение экипажей ВВС и ГВФ.

До 1992 года моряки делили аэродром вместе с транспортной авиацией 37-й ВА, затем эскадрилью ДА перевели сначала в Ступино, а позднее в Тамбов, где успешно расформировали. На аэр. Остафьево остался транспортный полк ВМФ.



До 1993 года ВПП на аэродроме была 1520 м из них 1200 бетон. Затем полосу нарастили.

На основании Постановления Правления РАО «Газпром» от 3 февраля 1995 года, приказом РАО «Газпром» от 3 февраля 1995 года учреждено и зарегистрировано Московской регистрационной палатой (22 марта 1995 года) ООО Авиапредприятие «Газпром авиа», с местом основного базирования аэродром Остафьево.


Ветераны ОТАП

В 2000 году введен в эксплуатацию аэропортовый комплекс «Остафьево» для пассажирских авиаперевозок

В 2009 году сформирована 7055-я гв. АвБ ВМФ центрального подчинения


Встреча ветеранов на юбилее части

В 2012 авиабаза преобразована в авиагруппу 7050-й гвардейской авиационной базы Северного флота. В гарнизон переехал штаб Морской авиации ВМФ РФ.

На протяжении всей своей истории лётный и инженерно-технический состав части успешно и на высоком профессиональном уровне выполняли задачи по обеспечению перевозок личного состава и грузов на территории страны, а также за рубежом.


День части

Сюрприз для ветеранов части - авиаприветствие над ГДО:



Интересные факты

В 1803 г. в Остафьево, принадлежавшем тогда князю А. И. Вяземскому (отцу П. А. Вяземского), приземлилась на воздушном шаре первая русская воздухоплавательница княгиня П. Ю. Гагарина. Знаменитый воздушный шар долгое время после этого хранился в усадьбе Остафьево.

Во второй половине 1940-х годов аэродром Остафьево уже использовался как аэропорт: отсюда на самолётах Ли-2 выполнялись регулярные почтово-пассажирские и грузо-пассажирские авиарейсы в различные города СССР (Ворошиловград, Грозный, Днепропетровск, Краснодар, Одесса, Ростов-на-Дону и другие).

Власти Москвы в начале 2000-х годов пытались добиться закрытия аэродрома Остафьево, так как он мешал застройке многоэтажными домами деревни Староникольское, входящей в район Южное Бутово и находящейся в зоне шумового воздействия аэропорта. Но «Газпром» с такими планами решительно не согласился.
С мая 2009 года аэродром имеет сертификат приёма самолёта Boeing-737-700.

С 2010 года на территории аэродрома Остафьево базируются несколько вертолётов государственного учреждения «Московский авиационный центр» (ГУ МАЦ) ГОЧС города Москвы: Ка-32, EC-145, Ми-26.
В состав воинских подразделений аэродромного обслуживания входят войсковые части ВМФ. Военнослужащие, проходящие срочную службу в этих подразделениях, носят флотскую форму и флотские же воинские звания — матросов и старшин.

На плане развития московского метрополитена на 2013—2020 годы аэропорт Остафьево обозначен в неверном месте (на самом деле он находится в 6 километрах южнее). Это породило слухи о том, что к аэропорту будет подведена линия метро.

Информация получена из открытых источников, находящихся в свободном доступе в Интернете
Subscribe
promo alekseysc february 15, 2014 09:09 1
Buy for 100 tokens
В 1798 году Томас Мальтус публикует "Опыт закона о народонаселении”, в котором высказывает революционную на тот момент мысль о том, что рост населения планеты значительно превышает скорость использования ресурсов и рост производства продуктов питания, вследствие чего неизбежны голод, бедность и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments