Алексей Кулаков (alekseysc) wrote,
Алексей Кулаков
alekseysc

Categories:

Храм Воскресения Христова в селе Ловцы



В 22 км от районного города Луховицы и 150 км от Москвы на левом берегу Оки в селе Ловцы на возвышенном месте стоит величественный храм с рядом отдельно стоящей колокольней. Они составляют комплекс разновременных построек.



Свое название село Ловцы получило от рыбной ловли, которой занимались жители. На месте теперешних пойменных лугов, по преданию, в старину рос вековой лес, а чуть более ста лет назад - по словам старожилов - стоял еще дровяной лес из ольхи, липы, березы, дуба, верб, ветлы и пр.

История этого края уносит нас в далекое прошлое. Из выписки с писцовых книг 1674–1678 г. Артемона Жадовского с. Ловцы названо "селом дворцовым", жители которого "ловят рыбу на обиход великаго государя в реке Оке…". Право жителей села на рыбную ловлю подтверждены в 1712 г. грамотой Петра I. В 1762 г. село было пожаловано Екатериной II участникам дворцового переворота, вознесшего ее на вершину власти, – Измайловского полка капитану Александру Рославлеву и Михаилу Ласунскому "за отменную и всем вероподанным известную службу, верность и усердие к Ея Императорскому Величеству и Отечеству". Они как "заговорщики первого разряда получили по 600 душ или взамен их 24000 рублей и 2000 рублей пенсии" (Е.Дашкова, Записки). В 1884 году в селе проживало 3202 человека.

Первоначально в с. Ловцы не было приходской церкви и оно было приписано к с. Озерицам. Но во второй половине XVII в. (из выписок окладной книги в 1676 г.) упоминается уже своя Ильинская церковь с собственным причтом.

Построение каменной Воскресенской церкви относится к середине XVIII века, автор которой неизвестен. В 1744 г. освящены приделы в честь пророка Илии и св. ап. и ев. Луки попом Герасимом из с. Белоомут. На месте старого каменного храма воздвигнута ныне существующая Воскресенская церковь с приделами Ильинским и Никольским, которая строилась с 1835 по 1843 годы на средства прихожан и благотворителей. В 1873 г. церковь была перестроена. С ней аркой соединена теплая трапезная (старая) церковь с двумя престолами: во имя Рождества Пресвятой Богородицы и святого апостола и евангелиста Луки, перестроенная в 1827 г. (И.Добролюбов, "Историческое и статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии". Зарайск, 1884).



Кирпичное оштукатуренное здание в стиле классицизма состоит из четырехстолпного пятикупольного храма и обширной трапезной. Части храма различны по трактовке архитектурных форм и пропорциональному строю. Простая, но тонко проработанная архитектура храма, украшенная лишь лоджиями из колонн, представляет хороший образец провинциальной классической школы. Приземистые пропорции и огрубленные детали трапезной свидетельствует об упадке стиля. Не исключено, что обработка этой части здания относится к ремонту 1873 года.

Кирпичная колокольня построена в 1744 г. На двухъярусном квадратном плане в основании покоится восьмигранный столп, разделенный сводом и междуэтажным карнизом на два яруса, верхний из которых служил «звоном».

храм ловцы.jpg

Добавить к этому можно краткое описание неизвестного автора того времени: «Вся церковь внутри и снаружи оштукатурена, внутри расписана живописью; иконостасы везде новые (вызолоченные – ред.) (1873 год), колокольня при церкви, каменная же, стоит отдельно. Вокруг церкви сделана каменная ограда с железною решеткою. При церкви находятся три каменных здания: в первом располагались в одной половине богадельня, а в другой - женское училище, во втором - церковная лавка, а третье здание под сторожку». В штате церковном[1] в разные годы состояли 2 и более священников, диакон и псаломщик.

Покровская церковь. Середина 20 века.В расстоянии полуверсты от церкви Воскресенской находилась каменная кладбищенская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (не сохранившаяся – ред.) с каменной колокольней и каменной сторожкой, построенная в 1868 г. на средства крестьянина Федора Федорова Левинского[2] и других благотворителей. Вокруг этой, равно как по дороге от нее, к селу сделана земляная насыпь».

Из истории также известно, что «В семье настоятеля храма о. Леонтия Ловецкого в 1787 г. родился сын Алексей, будущий академик, зоолог и физиолог, декан физико-математического факультета Московского университета».

Стремление не только самому получить образование, но и дать возможность учиться и другому, было распространено в окских дворцовых селах. Количество и качество школ в этих сёлах достойно удивления. В Ловцах крестьянин Винокуров в 1712 г. основал училище где крестьянские дети могли получить азы образования. Купцом I гильдии Цыпулиным Иваном Козьмичом[3] в 1895 году была построена 2-х этажная школа (ныне существующая – ред.) с церковью вмч. Екатерины. 25 апреля 1885 года Цыпулин был избран главой города Калуга. В этой должности избирался 4 раза и прослужил 16 лет.Иван Козмич Ципулин

Особо можно отметить в деле развития народного образования в селе протоиерея Михаила Дмитриевича Арбекова[4] (1850-1928), прослужившего священником на приходе 52 года, который «за особо усердное исполнение в течение 25 лет обязанностей по обучению в народных школах по засвидетельствованию начальства Всемилостивейше награждён орденом Св. Анны 3-й степени 3-го февраля 1903 года». «1 марта 1900 года епископом Рязанским Полиевктом дано благословение за поднесение ему от прихожан наперсного креста с украшением для ношения с преподанием Архипастырского благословения».

В том же селе родился в 1779 г. Дементий Иванович Цикулин – крестьянин-путешественник. Освободившись в 1808 г. от крепостной зависимости, он отправился в Астрахань, где подрядился сопровождать товары в Персию. Посетил Турцию, Индию, Иерусалим, Колумбию, Англию. В 1821 г. он вернулся, поселился в Нижнем Новгороде. В журнале «Северный архив» были помещены его воспоминания «Необыкновенные похождения и путешествия русского крестьянина Д.И. Цикулина в Азии, Египте, Восточной Индии с 1808г. по 1821 г., им описанные».

В 1903 году в Ловцах был сильный пожар, который охватил все село. От пожара пострадала колокольня, колокола упали и разбились. На Коломенском заводе их перелили и уже в 1907 году они находились на своем месте. Самый большой из них звенел так громко, что в разлив слышен был на 20 верст в округе.

Страшным временем испытаний стал XX век для Русской Православной Церкви. Времена лихолетья коснулось и села Ловцы. Богослужение в храме прекратилось 14 октября 1937 года в праздник Покрова Божией Матери. Во время богослужения в церковь ворвались люди, арестовали священника Василия и увезли в неизвестном направлении. До сих пор о нем никаких сведений не найдено.

Храм был закрыт, а затем разорен и использовался под слесарную мастерскую для ремонта машин и тракторов, а также для складирования лакокрасочных материалов и зерна. Все это ухудшило состояние храма: утрачены роспись и полы, повреждены стены, на сводах образовались трещины…

Но после закрытия храма духовная жизнь людей не остановилась. В конце 40-х и в начале 50-х годах из Зарайска в Ловцы приезжал священник для совершения треб. На Пасху богомольцы собирались в одном из домов и пели радостные песнопения. Бывало так, что эти собрания «для славы Божией» разгонялась местной властью.

Возрождение

Прошли те времена... И вот в апреле 1991 года была создана община. В августе 1992 г. в село направлен священник. Люди воспряли духом. Здание храма не сразу было передано общине. С 1992 года богослужение совершалось в домовой церкви – помещение, примыкающее к зданию администрации. 28 августа 1996 года на праздник Успения Пресвятой Богородицы в пределе свт. Николая Воскресенской церкви впервые после закрытия состоялась Божественная литургия. С этого времени службы совершаются без перерыва в воскресные и праздничные дни. Однако в зимний период приходится проводить богослужения в домовой церкви.

Крестные ходы в Ловцах совершались: 1 июля, 10 августа, 31 августа и 14 октября (Покров Пр. Богородицы). На селе особенно чтимые праздники (кроме престольных[5]) – Боголюбской (1 июля) и Смоленской (10 августа) икон Божией Матери и мчч. Флора и Лавра (31 августа). Престольный праздник прор. Илии 2 августа является праздником села. 31 августа "в старые добрые времена" молящиеся во главе со священством проходили по селу крестным ходом с большой иконой мчч. Флора и Лавра. В конце села у часовни останавливались и служили молебен. Затем мимо прогоняли табун лошадей, и священник вместе с дьяконом с двух сторон окропляли их святой водой.

В настоящее время на приходе поддерживаются старые традиции: на Рождество Христово батюшка с певчими и воспитанниками воскресной школы ходят по домам "славить Христа". Все это возобновлено с 1996 г. по воспоминаниям прихожан, которые с малолетства посещали храм.

Община проявляет заботу о внешнем и внутреннем убранстве храма: отреставрировали два малых купола, покрыли крышу летней части храма, в приделе свт. Николая сделан красивый иконостас, постелен пол из плитки. Богослужения в Воскресенском храме проводятся регулярно по воскресным и праздничным дням. Зимой до сих пор службы совершаются в домовой церкви.

С 1993 г. начала работать без перерыва Воскресная школа, в которой воспитанники изучают Основы Православной культуры. С 1995 учебного года она состояла из двух, а с 1999 по 2005 гг. – из трех групп, разделенные по возрастным категориям. На Пасху и Рождество Христово с учащимися проводятся викторины, подвижные игры, чаепитие. Ребята и взрослые с радостью звонят в выносные колокола. Праздник Рождества дважды проводились совместно с Народным театром в Ловецком клубе. В 2000 г. на сцене показан спектакль «Вифлеемская звезда», 2008 г. – «Рождественское представление», после которого для всех гостей организовано чаепитие. В 2007 г. совместно с средне-образовательной школой в актовом зале показана сценка «Рождественская девочка». С воспитанниками воскресной школы и прихожанами храма совершались паломнические поездки в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Свято-Иоанно-Богословский монастырь Рязанской области, в Покровский монастырь к мощам блаженной Матроны Московской.

Для духовного просвещения священником, начиная с 1996 года, регулярно проводятся беседы в Ловецкой образовательной средней школе с одним или двумя классами. Там же каждый год совершаются молебные пения на «Начало Учебного года», благодарственный – после окончания и, по древней традиции, Вмц. Екатерине. Батюшка, кроме того, проводил беседы с двумя группами детского сада.


В настоящее время настоятелем храма является о. Алексий (Михайлов)


Вот уже несколько лет проводятся работы по реставрации храма, ход которых затруднён отсутствием достаточного финансирования.





[1] Причт села Ловцы по штату 1814 года состоял из 3 священников.

В 1830 году, когда был упразднен причт в соседнем селе Ловецких Выселках, прибавлен 4-й священник.

В 1837 году его вакансия упразднена, а в 1838 году снова восстановлена.

В 1844 году, по случаю назначения самостоятельного причта к церкви села Ловецких Выселок, опять упразднена.

По штату 1885 года положены: 2 священника, один диакон и 2 псаломщика на лицо же состоят: 2 священника, 2 диакона, - из них один на псаломщической вакансии, и 4 псаломщика, из них 3 сверхштатных (Ряз. еп. вед. 1890 г. №3. сс. 147-149).

[2] 1860-1877 - крестьянин Федор Федоров Левинский был церковным старостой Воскресенской церкви с. Ловцы (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1865-1879 г.г.).

[3] Ципулин Иван Козьмич (1825-29.04.(12.05.)1901), калужский городской голова. Родился в крестьянской семье в селе Ловцы Зарайского уезда Рязанской губернии. Родители-крестьяне дали Ципулину хорошее воспитание, обучили грамоте. Цыпулин рано начал трудиться.

Благодаря природным качествам ума, находчивости и сообразительности многого достиг в молодости. Занимался судопромышленным делом в качестве доверенного и подотчетного лица, а затем стал пароходовладельцем. Был щедрым благотворителем в Зарайском уезде, а позже и в Калуге. Был пожизненным действительным членом Калужского отдела императорского православного Палестинского общества, членом правления попечительного общества над работным домом, председателем правления городского общества страхования имущества от огня, товарищем председателя общества помощи бедным, почетным блюстителем епархиального женского училища. Купец I гильдии, Цыпулин владел пароходной пристанью, организовав еще в 1872 году пароходное сообщение от Калуги до Серпухова. Пароходы Цыпулина регулярно курсировали по реке Оке. В 1873 году открылось пассажирское и буксирное пароходство по реке Оке от Калуги до Каширы.

Цыпулин стал постоянным гражданином г.Калуги. 26 августа 1883 года Цыпулин был впервые избран гласным калужской городской Думы. 25 апреля 1885 года Цыпулин был избран калужским городским головой. В этой должности избирался 4 раза и прослужил 16 лет. Цыпулин успешно занимался городскими хозяйственными делами. По его настоянию в Калуге разместилось управление Сызрано-Вяземской железной дороги, открыта городская библиотека, построено здание для военного лазарета. Его усердием и старанием был построен водопровод, за что благодарные горожане в 1887 году подарили ему серебряный макет водопроводной башни. В усадьбе Цыпулина (ныне ул. Подвойского) долгое время находилась контора пристани порта "Серпухов".

Награжден 3 золотыми и 2 серебряными медалями, орденами: Св.Анны III и II степени, Св.Станислава II степени, Св.Владимира I степени. За отличные особые труды возведен в звание потомственного почетного гражданина Калуги.

Умер в г. Калуге. Похоронен на родине в селе Ловцы Зарайского уезда Рязанской губернии. Отпевали Цыпулина в Казанской церкви.

[4] Прот. Михаил Дмитриевич Арбеков все свои силы и время, помимо богослужения, полагал на развитие народного образования в селе Ловцы. По этой деятельности он исполнял должности:

а) законоучителя в центральной смешанной земской школе;

б) законоучителя (безвозмездного) в мужской школе временно обязанных крестьян села Ловцы;

в) депутата в окружных училищных съездах;

г) законоучителя Ловецкого женского двухклассного образцового министерского училища;

д) заведующего двухклассными мужским и женским министерскими училищами.

Умер в селе Ловцы 31 января 1928 году 78-ми лет от роду, похоронен на сельском кладбище.

[5] Воскресенский храм имеет 5 престолов:

1. Воскресения Христова (на Пасху) – главный престольный праздник;

2. Апостола и евангелиста Луки (31 октября);

3. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября);

4. Святителя Николая чудотворца (19 декабря);

5. Пророка Илии (2 августа).

Покровский храм на кладбище (разобран в середине XX века):

1. Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября)

Источник: материалы, находящиеся в свободном доступе в Интернете

Tags: РПЦ, православие
Subscribe
promo alekseysc february 15, 2014 09:09 1
Buy for 100 tokens
В 1798 году Томас Мальтус публикует "Опыт закона о народонаселении”, в котором высказывает революционную на тот момент мысль о том, что рост населения планеты значительно превышает скорость использования ресурсов и рост производства продуктов питания, вследствие чего неизбежны голод, бедность и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments