Алексей Кулаков (alekseysc) wrote,
Алексей Кулаков
alekseysc

Николай Патрушев: «Оранжевая» революция в России не пройдет!



ПАТРУШЕВ

Секретарь Совета безопасности РФ рассказал, с какими угрозами и вызовами сталкивается сейчас Россия
Перед началом моей беседы с Патрушевым в его рабочем кабинете Николай Платонович взглянул на календарь и сказал: - Cкоро 20 декабря - День работника органов безопасности...
Cкоро 20 декабря - День работника органов безопасности. Пользуясь возможностью, хочу поздравить через «Комсомолку» сотрудников и ветеранов спецслужб с профессиональным праздником. Все мы знаем, что Россия живет в условиях, когда постоянно возникают новые вызовы и угрозы. Наращивают свою деятельность экстремистские силы и международный терроризм, активизировались иностранные разведслужбы. И всему этому надо противодействовать профессионально, умно, системно и эффективно. Так что нашим органам безопасности работы хватает! Ведь защита национальных интересов России была, есть и будет их главной задачей. Желаю всем сотрудникам и ветеранам органов госбезопасности крепкого здоровья, семейного благополучия и новых успехов в укреплении безопасности Отечества.
КАК ИЗМЕРЯЕТСЯ ГОСБЕЗОПАСНОСТЬ?

Виктор Баранец (В. Б.): - Николай Платонович, а как в Совбезе оценивают состояние национальной безопасности России? Какие для этого есть «инструменты»?
Николай Патрушев (Н. П.): - Ежегодно Совет безопасности готовит доклад Президенту России по этому вопросу. В разработке документа участвуют министерства и ведомства силового блока - ФСБ, МВД, СВР, Минобороны, МИД, ряд федеральных служб, ведущие министерства в сфере социально-экономического развития. Каждая из этих структур определяет опасности для России на своем участке - политические, экономические, военные, информационные и т. д. И заодно предлагает конкретные меры противодействия угрозам на своем направлении.
В. Б.: - А как сегодня СБ оценивает ситуацию с безопасностью в России?
Н. П.: - Как стабильную.
В. Б.: - Стабильное состояние безопасности России зависит от уровня национальной обороны. Как Совбез смотрит на эту проблему?

Н. П.: - Это стратегический вопрос. Сегодня мы видим беспрецедентное внимание государства к состоянию армии, оснащению ее самыми современными образцами вооружений и военной техники. На эти цели запланировано более 20 триллионов рублей до 2020 года! Президент поставил задачу довести уровень обеспечения армии современными образцами вооружений до 70% к 2020 году. Надо сделать все, чтобы эта задача была выполнена. Оборона - это наш стратегический национальный приоритет.

В. Б.: - Раз уж мы заговорили про армию, то как вам новый министр обороны?
Н. П.: - Сергея Шойгу я знаю давно. Это опытный руководитель. У него хорошо получалось, когда он руководил МЧС. Надеюсь, что у него будет так же и в этом министерстве. Он получил четкие задачи Верховного главнокомандующего: лучшее в реформе развивать, ошибки исправлять. Ни один из руководителей не застрахован от просчетов. Но их надо устранять своевременно.

УГРОЗЫ ПОД КОЛПАКОМ
В. Б.: - Как в СБ оценивают сегодня уровень террористических угроз?
Н. П.: - Ситуация здесь остается достаточно напряженной. И требует серьезного внимания органов безопасности. Надо учитывать, что у нас в 2013 году - летняя Универсиада в Казани, а в 2014-м - зимние Олимпийские игры в Сочи. Мы начали готовиться заблаговременно. Создан и действует оперативный штаб по обеспечению безопасности Олимпийских игр, активно работает Национальный антитеррористический комитет, во всех регионах России проводятся командно-штабные и тактико-специальные учения, отрабатываются алгоритмы действий ведомств по нейтрализации террористических угроз, осуществляется комплекс и других спецмероприятий, в том числе профилактического характера. И результат уже есть - число противоправных акций террористического характера уменьшается.
В. Б.: - Несколько лет назад мы говорили о бандподполье на Северном Кавказе как о хорошо организованной структуре с единым руководством. Что изменилось?

Н. П.: - Изменилась их тактика. Сейчас действуют небольшими и разрозненными бандгруппами, которые зачастую сложнее выявить и нейтрализовать их деятельность.
В. Б.: - На что главным образом нацелена «работа» таких бандгрупп сегодня?
Н. П.: - Прежде всего они стремятся дестабилизировать общественно-политическую обстановку в Северо-Кавказском регионе и взять под контроль наиболее доходные сферы бизнеса.
В. Б.: - О противодействии бандподполью вы только что сказали. А что пока не удалось?
Н. П.: - Пока не удалось в должной мере устранить причины и условия, способствующие их преступной деятельности: надежно перекрыть каналы финансирования и поставки оружия, а также эффективно противодействовать процессу втягивания молодежи в бандгруппы.

Этому способствуют низкий уровень социально-экономического развития региона, высокая безработица, проблемы межнациональных отношений, а также негативное влияние радикального ислама.
В. Б.: - Раз уж мы говорим о Кавказском регионе, то хочу спросить вас и о Грузии. Там появились новые лидеры в руководстве. Но призывы к тому, чтобы вернуть Абхазию и Южную Осетию в лоно Грузии, все еще раздаются. В том числе и силовым способом. Это несет какую-то угрозу для интересов России? И надо ли восстанавливать отношения?
Н. П.: - Сейчас в самой Грузии сохраняется сложная политическая обстановка. Большое влияние оказывают США и НАТО. Видны противоречия между премьер-министром Иванишвили и президентом Саакашвили. Они должны решить свои внутренние проблемы, определиться, кому из них отведена какая роль. Один из них говорит, что заинтересован в восстановлении отношений с Россией, другой таких высказываний не делает. По ряду других вопросов их позиции совпадают, например, оба заявляют, что их цель - вступление Грузии в НАТО и ЕС.
Наши народы исторически близки, долгое время жили в едином государстве, активно сотрудничали. Руководство Грузии начало вой­ну против республик Абхазия и Южная Осетия, где проживает много российских граждан, что создало серьезные межгосударственные противоречия.

Мы готовы к диалогу, к сотрудничеству, но должны ориентироваться не только на заявления, но и на реальные шаги грузинского руководства, которые они должны сделать первыми. К сожалению, они пока не говорят о том, что не будут применять силу в отношении Абхазии и Южной Осетии - независимых государств, признанных Россией.
КОГДА ВАШИНГТОН НЕ СЛЫШИТ МОСКВУ

В. Б.: - Недавнее переизбрание Барака Обамы президентом США на второй срок может привести к каким-то новациям в мире и в перезагрузке российско-американских отношений? И как скажется принятие «закона Магнитского»?
Н. П.: - Не думаю, что переизбрание президента США существенно повлияет на соотношение сил в мире. Что касается российско-американских отношений, то предстоящие четыре года в целом позволяют рассчитывать на продолжение той позитивной динамики, которой удалось достичь в последнее время.

Например, подписан новый Договор о СНВ, ряд важных двусторонних соглашений, в том числе «О сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии». Администрация Обамы содействовала в процедуре вступления России в ВТО. Очевидно, что в интересах и России, и США - дальнейшее развитие двусторонних экономических связей.
Кроме этого, в предвыборный период президентской кампании в США можно было еще раз убедиться, что их общество политически неоднородно. Так, кандидат Ромни заявил, что Россия - геополитический враг
№ 1. Обама же начал перезагрузку российско-американских отношений.

Что касается «закона Магнитского». Как вы знаете, недавно была отменена поправка Джексона - Вэника, что, кстати, экономически выгодно для США. Взамен республиканцы предложили принять «закон Магнитского», который не отвечает интересам развития российско-американских отношений. В политических верхах США идет борьба, и этот «закон Магнитского» является одним из ее элементов. Республиканцы действуют агрессивно, и в случае прихода Ромни к власти наши отношения могли бы быть значительно хуже.

На «закон Магнитского» со стороны России также будут приняты симметричные ответные меры.
РАКЕТАМ В УТИЛЬ РАНО

В. Б.: - А могут ли ведущие страны, обладающие ядерным оружием, включая, разумеется, США и Россию, отказаться от него? Что-то американцы стали все чаще проталкивать этот вопрос... Не парадоксально ли это?
Н. П.: - Тут вот в чем дело. Мы должны смотреть на то, какое оружие в конкретный период времени является эффективным. В недавнем прошлом это только ядерное оружие, и его обладатель, несомненно, доминировал. Сейчас активно разрабатывается высокоточное оружие, оружие на новых физических свойствах. И США в этих исследованиях преуспели, а мы, к сожалению, в свое время не уделяли этим направлениям должного внимания. Сейчас уже созданы российские новейшие разработки, однако мы должны учитывать наличие этого нового оружия у США и других стран в целом.
По этой причине руководство США, похоже, переосмысливает роль стратегического ядерного оружия в реализации своей геополитической идеи мирового господства.

По сути, только ядерный арсенал других стран является в настоящее время эффективным средством сдерживания.
В. Б.: - А как относится Россия к идее «полного и всеобщего» ядерного разоружения?
Н. П.: - Для обеспечения военной безопасности России в современных условиях ядерное оружие приобретает особое значение. Это крайне серьезный фактор, сдерживающий потенциальное развязывание любой новой крупномасштабной войны.
Достаточно давно стало понятно, что роль ядерного оружия в современном мире не военная, а политическая. Последствия даже ограниченного его применения настолько фатальны, что делают это совершенно невозможным.
При этом мы знаем и понимаем, что ядерное оружие ведущих западных стран нацелено в основном на Россию. В этих условиях и в связи с недостаточной мощью российских сил общего назначения сохранение ядерного потенциала России является приоритетной задачей.

НА МИТИНГЕ
Граждане имеют право митинговать. Но при этом не должен нарушаться закон.
Фото: Анатолий ЖДАНОВ

АФГАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В. Б.: - Как известно, США и их союзники собираются в 2014 году начать вывод своего воинского контингента из Афганистана. Как это может сказаться на ситуации в том регионе да и в России?
Н. П.: - Пока мы не располагаем конкретной информацией от наших партнеров, как именно они планируют действовать в 2014 году. Нужна полная ясность относительно мандата и задач возможной будущей операции НАТО в Афганистане. А она может быть учреждена по решению Совета Безопасности ООН и после того, как международные силы содействия безопасности (МССБ) отчитаются перед этим органом о выполнении своего текущего мандата. Сохранение в Афганистане долгосрочного иностранного военного присутствия для России неприемлемо. Вот почему мы считаем важным полноценное участие России не только в дискуссиях по будущему Афганистана после 2014 года. Масштабы угроз терроризма и наркопреступности, исходящих в первую очередь с территории Афганистана, по-прежнему велики.
Что же касается заявленного завершения вывода американского воинского контингента из страны в 2014 году, то не все так однозначно. Несмотря на проводимое его сокращение, Вашингтон планирует закрепить свое долгосрочное военное присутствие в стране и после 2014 года. Как минимум на 10 лет. Поэтому полагаю, что наши партнеры должны предоставить четкий план: какие базы, на какой срок они оставляют, какое будет их правовое положение - это должно быть закреплено в мандате СБ ООН на новую операцию.

СИРИЙСКИЙ УЗЕЛ
В. Б.: - У Москвы и Вашингтона разные взгляды и на ситуацию в Сирии, на тамошнюю власть, на оппозицию...
Н. П.: - Оппозиционные силы там разрозненны, не объединены. Сейчас США определились, кого будут поддерживать. Это национальная коалиция сил сирийской революции и оппозиции, которая имеет мало общего с тем, что происходит сейчас в стране, поскольку находится вне пределов Сирии. Достичь мира без участия действующей власти невозможно. И даже если теоретически представить, что Асад может оставить свой пост, то этого ему не позволит сделать его окружение. Мы заинтересованы в том, чтобы в стране прекратилось кровопролитие, нормализовалась обстановка. Необходимо проводить переговоры действующего руководства страны с оппозицией. А то, что сейчас там происходит, напоминает ливийский сценарий, где до сих пор нет порядка и высока вероятность раскола страны. Та же перспектива возможна и в Сирии.

КТО ПОДОГРЕВАЕТ ОППОЗИЦИЮ?
В. Б.: - Читатели «Комсомолки» просили меня задать вам и вот такой вопрос: сценарий «оранжевой» революции возможен в России?
Н. П.: - «Цветные» революции экспортируются из-за рубежа, сценарии таких переворотов тщательно отточены западными технологами. И мы видели их «успешную работу» в некоторых государствах постсоветского пространства, Ближнего Востока и Северной Африки. Финансируются эти действия также извне, получатели этих средств должны отчитываться перед своими иностранными заказчиками и выполнять их волю и советы, которые больше похожи на инструкции. Осенью прошлого года Россия являлась очередным «полигоном» для использования информационных, организационных и других внешних рычагов вмешательства во внутренние дела.

В. Б.: - У всех в памяти массовые митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова...
Н. П.: - Да, тысячи людей вышли на улицу, желая выразить свою гражданскую позицию. Это их конституционное право. Но при этом не должен нарушаться закон. Некоторые представители оппозиционных движений и радикальных структур пытались использовать политическую активность граждан, для того чтобы спровоцировать массовые беспорядки. Под лозунгами об отстаивании гражданских свобод нарушался общественный порядок, совершались провокации. То, что мы видели в Москве 6 мая этого года. Такие противоправные действия были направлены на расшатывание внутриполитической ситуации в стране. В этих условиях на государственном уровне были приняты необходимые меры по поддержанию стабильности. Внесены необходимые поправки в законодательство, прекращена деятельность ряда неправительственных иностранных организаций, некоторые из них напрямую финансировались, в частности, за счет средств госдепартамента США.

Эти меры доказали свою эффективность. Правоохранительные органы смогли строго в рамках закона обеспечить защиту населения. Ситуация предельно ясна. Известны и «режиссеры», и спонсоры антиправительственных акций, которые от своих планов отказываться не собираются… На сегодня в России отсутствуют предпосылки к возможным «цветным» революциям и есть уверенность, что мы не допустим реализации подобных сценариев в нашей стране.

В. Б.: - Как изменится состояние национальной безопасности в грядущем, 2013 году?
Н. П.: - Останется стабильным. И я всех поздравляю с наступающим Новым годом, желаю здоровья, счастья и успехов.
Subscribe
promo alekseysc february 15, 2014 09:09 1
Buy for 100 tokens
В 1798 году Томас Мальтус публикует "Опыт закона о народонаселении”, в котором высказывает революционную на тот момент мысль о том, что рост населения планеты значительно превышает скорость использования ресурсов и рост производства продуктов питания, вследствие чего неизбежны голод, бедность и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments