Алексей Кулаков (alekseysc) wrote,
Алексей Кулаков
alekseysc

У православных христиан начался Великий пост 2013

1

Сегодня у православных христиан начался Великий пост – самый долгий из многодневных постов. Он предшествует Празднику праздников – Пасхе – и подвижен по датам своего начала и окончания, как подвижны даты Светлого Христова Воскресения.

Великий пост – это особый, крайне важный и ответственный период в жизни верующего человека, время, наполненное глубоким смыслом и символичностью. Православная Церковь установила сорокадневный пост в ознаменование библейских событий: 40 дней и ночей лил дождь при Всемирном потопе, 40 дней постились в пустыне Иисус Христос и пророк Илия.

«Пост был заповедью, вначале данною нашему естеству в остережение против вкушения пищи, – говорит преподобный Исаак Сирин. – С сего и начал Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо по крещении Дух извел Его в пустыню, и постился Он там 40 дней и 40 ночей. Если постится сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон?».

К сорокадневному сроку Великого поста присоединяется еще одна седмица – Страстная неделя, установленная в воспоминание событий последних дней земной жизни Христа, Его страданий и мученической смерти. Таким образом, Великий пост продолжается 7 недель – от Прощеного воскресенья до Пасхи.

В это время постящимся не разрешена скоромная пища – продукты животного происхождения (мясо, рыба, молочные продукты, яйца). Употреблять можно лишь продукты растительного происхождения – овощи, фрукты, грибы, крупы. Однако дважды в течение Великого поста, в двунадесятые праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, отмечаемого 7 апреля по григорианскому календарю (при этом в определенные годы праздник Благовещения может приходиться и на день после Пасхи), а также Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье – последнее воскресенье перед Пасхой), разрешается вкушать рыбу. Самые строгие недели Великого поста – первая и последняя, Страстная. По средам и пятницам в Великий пост православные верующие не употребляют в пищу и растительного масла, т. к. среда и пятница для христиан – самые скорбные, а потому самые строгие в плане плотского самоограничения дни: в среду Спаситель был предан, в пятницу – распят на кресте.

Однако пост – это не диета, каковой его порой представляют люди, следующие религиозной «моде». Пост – это сознательный отказ верующего человека от всего того, что в обыденной, греховной и хаотичной жизни обременяет как тело, так и душу его. Это – отказ не только от скоромной пищи, но и от развлечений, плотских удовольствий, праздной болтовни; от злых мыслей и раздражительных слов, от ссор и ругани, от гнева, спеси и зависти. Это – самоочищение души и тела и приготовление себя к совершению Пасхи, истинному откровению. «Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия, – писал протоиерей о. Александр Шмеман. – Пост – это главным образом духовное путешествие, а цель его – Пасха, Праздник праздников…. Поэтому мы должны начать с того, что постараться понять связь поста с Пасхой, т. к. эта связь открывает нам нечто очень существенное, нечто решающее во всей нашей христианской жизни и вере». В старой России на время поста закрывались театры, прекращались великосветские приемы. Верующие регулярно посещали церковь, причащались и исповедовались.

Вот что говорит о смысле и значении поста святой Иоанн Кронштадский: «Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа неимущим, или плотью бездушной, а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого, и делаешься духовным. Возьми не смоченную водой хлопчатую бумагу. Она легкая и в малом количестве носится в воздухе. Но смочи ее водою. Она сделается тяжелой и тотчас падает на пол. Так и душой. О, как надо беречь душу постом!».

«Настоящий постник – тот, кто удаляется от всякого зла», – поясняет святитель Василий Великий.

Одно лишь физическое воздержание от пищи во время поста абсолютно бесполезно, а иногда бессмысленно и опасно без его второй, духовной стороны. Церковь предлагает православным христианам соблюсти несколько условий, чтобы Великий пост стал для них истинным духовным подвигом.

Условие первое: отказаться от того, чтобы считать нормальными желания и требования нашей падшей природы, и, таким образом, освободить свой дух от главенства и диктата плоти. При этом пост не должен быть показным, лицемерным. Фарисейское лицемерие сводит на нет все усилия постящегося, лишь умножая его грехи. Поэтому пост должен быть искренним. В Нагорной проповеди Спаситель наставляет: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, который втайне…» (Мф. 6:16-18).

Условие второе: прощение. В том же Евангелии от Матфея читаем: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Прощать, опять же, нужно искренне, не столько на словах, сколько от всего сердца, глубоко, прочувствованно. «Прощение – это настоящее «вторжение» Царствия Небесного в наш грешный и падший мир», – пишет протоиерей Александр Шмеман. Неслучайно Великий пост начинается с вечерни Прощеного воскресенья. В конце службы в церкви молящиеся подходят сначала к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга. А когда приходят домой, то просят прощения у своих близких и всех, с кем общаются в повседневной жизни. Т. е. начало поста знаменуется таким проявлением единения, братства и любви людей, как прощение.

Условие третье: пощение, воздержание от скоромной пищи. Объясняя его значение, богословы обращают внимание на связь между двумя библейскими событиями: сатана пришел к Адаму в раю, и он же пришел к Христу в пустыне. И, искушая обоих, призывает их насытиться. Адам внял призывам дьявола и был изгнан из рая. Христос отверг искушение, сказав: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4:4). И отвергнул тем самым ту всемирную ложь, которую сатана внушил миру.

Да, люди не могут обходиться без пищи. Но в их силах сделать так, чтобы жизнь, которую эта пища поддерживает, стала жизнью в Боге и для Бога.

Великий пост немыслим без покаяния. Искреннее покаяние – начало и условие подлинной христианской жизни, а Великий пост – настоящая школа покаяния, в которой каждый христианин ежегодно должен учиться углублять свою веру, пересматривать свою жизнь и изменять ее, насколько это возможно. В течение Великого поста православному человеку необходимо исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.

Также очень важно в это время следить за тем, что говоришь, и вообще как часто это делаешь. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека», – сказал Спаситель (Мф. 15:11). И там же, в Евангелии от Матфея, читаем: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:36-37).

Суесловие не просто отнимает у человека драгоценные время и силы: оно входит в прямое противоречие с самой сутью Великого поста, который есть полная сосредоточенность христианина на духовной стороне своей жизни, на осмыслении и переосмыслении своих поступков, на осознании своего несовершенства и греховности, на искреннем раскаянии.

Конечно, духовная работа над собой должна совершаться христианином каждый день, вне зависимости от даты на календаре. Однако Великий пост, как уже было сказано выше, – особое время, подготовка к Пасхе, которая являет собой не только символ великого очищения человеческой души, но и символ великой надежды, что самый грешный из людей, очистившись во время поста и постом, может обрести Господа в душе, в своем сердце.

«Кто постится искренне и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется ангелам, подражает пророкам, входит в общение с апостолами, и посредством поста, достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного – праведным, из злого – добрым, из нечистого – благочестивым и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни, – говорит Иоанн Златоуст. – Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

Подробнее: http://sterlegrad.ru/russia/public/40037-u-pravoslavnyh-hristian-nachalsya-velikiy-post-2013.html
Subscribe

promo alekseysc february 15, 2014 09:09 1
Buy for 100 tokens
В 1798 году Томас Мальтус публикует "Опыт закона о народонаселении”, в котором высказывает революционную на тот момент мысль о том, что рост населения планеты значительно превышает скорость использования ресурсов и рост производства продуктов питания, вследствие чего неизбежны голод, бедность и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments