Алексей Кулаков (alekseysc) wrote,
Алексей Кулаков
alekseysc

Михаил Шемякин: «Принес мусор, обвязал веревками — вот тебе современное искусство»

4 мая исполнилось 70 лет Михаилу Шемякину. Накануне юбилея у художника в его замке Шамуссо побывал парижский корреспондент «Культуры» Юрий Коваленко.

1

культура: 70 лет для художника — еще не вечер и даже не сумерки?

Шемякин: «Творчество, — говорил Вознесенский, — это отрочество». Вот и я пребываю в отроческом возрасте (смеется). Как пел любимый мною Марк Бернес: «Самая звучная песня не спета, самая лучшая девушка, где ты? Все еще впереди, все еще впереди». Я живу по его песне.

культура: Для песен и девушек надо быть в отличной физической форме.

Шемякин: Каждое утро принимаю ледяной душ, вечером гоняю на велосипеде по 30-40 километров и веду, хотя и не монастырский, но явно постный образ жизни. Говорят, чтобы молодо выглядеть, надо мало спать и мало есть. К тому же человек я непьющий и некурящий. В моем доме сухой закон.

культура: Что было самым важным в твоей жизни?

Шемякин: Изгнание из Советского Союза, жизнь во Франции и в Америке, наконец, возвращение. Буду и дальше работать на Россию — для этого я, собственно говоря, и создан. Родину не выбирают, ей служат.

культура: Чем ты можешь гордиться?

Шемякин: Постоянным поиском себя и нового в искусстве. Поэтому перемены в творчестве считаю одним из своих главных достижений. Горжусь и тем, что нужен людям, которые любят и понимают серьезное искусство. И верят, что рано или поздно оно победит.

культура: Ну а твои самые большие разочарования?

2

Шемякин: Настоящий творческий человек — если он не самовлюбленный болван — постоянно испытывает разочарования. Они и есть стимул, ведущий мастера вперед.

культура: Как собираешься отметить юбилей?

Шемякин: Выставкой «Тротуары Парижа» в Русском музее, она открывается 29 мая. Еще одна пройдет в нью-йоркской галерее «Mimi Ferzt». Осенью в серии «Авангард на Неве» выйдет моя книга «Круг Шемякина» о друзьях — философах, музыкантах, поэтах, художниках.

культура: Какое место ты отводишь себе в истории русского искусства?

Шемякин: Часто настоящее признание приходит, когда художник пишет работы, находясь в другом измерении. Помнится, в свое время искусствовед Катя Деготь важно заявила: «Шемякина в будущее мы не берем». Тогда я призадумался, хочу ли попадать туда с художниками, которых она с собой прихватила. Потом вспомнил, как в СССР на одном из допросов меня тряс за шкирку офицер КГБ с криками: «Таких гадов, как ты, в будущее не пустим». И подумал: «Боже, как все это похоже!»

культура: Но ведь ты мне рассказывал, что именно органы тебя спасли.

Шемякин: После моих встреч с Путиным некоторые деятели стали укорять в том, что я, бывший диссидент, распиваю чаи с офицером госбезопасности: «Как же вам, Шемякин, не ай-яй-яй? Сдали свои позиции!» На укоры отвечаю: «Это учреждение спасло меня от сумасшедшего дома и от лагеря. После ареста подполковник КГБ сказал мне: «Союз художников жить на свободе Вам не даст — каждый день идут кляузы и доносы, которые строчат коллеги по кисти и резцу. Мы вынуждены принять меры и посадить Вас. Поэтому предлагаем уехать из России на долгие-долгие годы и попробовать выжить там». Я, естественно, согласился на отъезд, а не на лагерь и не на психушку, где уже бывал.

3

культура: Как изменилось искусство за последние полвека?

Шемякин: Очень сильно. Сегодня мы находимся на пике распада эстетики, морали, профессионализма, мысли, которая должна быть вложена в любое произведение. Это надо пережить. К счастью, вижу перемены. Снова появляются серьезные художники, занимающиеся фигуративным искусством.

культура: В чем для тебя смысл творчества?

Шемякин: Сейчас с помощью произведения искусства каждый объявляет, что хочет. А для меня подлинное творение — это четко выраженная мысль, облеченная в гармоничную форму, которой подчинены рисунок, композиция, цвет. Больше всего не люблю болтовню и бессмысленность — ими сегодня наполнены все галереи. Поэтому на выставках так много картин без имени — нечего называть. Зритель волен додумывать сам. Подобная игра происходит от беспомощности.

культура: Что ты хотел бы непременно успеть?

Шемякин: Конечно, написать еще не одну картину. Но меня прежде всего волнует судьба российского искусства. Я больше 45 лет занимаюсь исследованиями. Хочется воспитать учеников и сохранить то, что можем потерять, — профессионализм, глубину, мысль.

культура: В какие моменты художник счастлив?

4

Шемякин: Когда работаю в мастерской и под рукой есть кисти и краски, мне больше ничего не надо. Но хочу еще помочь в подготовке молодых российских художников, превратить свой Институт философии и психологии творчества (он разместился в замке Шемякина. — «Культура») в плацдарм русского искусства на Западе, о котором будут говорить: «Вот это — Россия!» У нас разрабатывается свыше 700 тем, включая исследования истоков абстракционизма. Для канала «Культура» мы сняли 21 фильм в серии «Воображаемый музей Михаила Шемякина».

культура: Чего же тебе не хватает для воспитания молодой поросли?

Шемякин: Материальной помощи. Как только заходит разговор о содействии моему институту, окосевшие от вранья бюрократы заводят один и тот же разговор: «Денег на искусство нет». В кабинете каждого чиновника надо повесить слова академика Лихачева: «Если у нации нет культуры, ее существование бессмысленно». К сожалению, и наши олигархи предпочитают покупать яхты и соревноваться с шейхами, а не становиться меценатами.

культура: Чем тебя так притягивает русская провинция?

Шемякин: В нашей глубинке есть мощный потенциал. Как могу, помогаю Сибири, провожу там выставки, учу студентов. Провинция еще не заражена погоней за деньгами. Она не развращена, как Москва, где разговоры только о «бабле» — омерзительнейшее слово, от которого меня тошнит. Такое ощущение, что люди обезумели. Многие сейчас вспоминают с нежностью советское время — в ту эпоху были колоссальные недостатки, преследовали инакомыслящих, но существовал нормальный человеческий стержень. Тогда мы иначе относились друг к другу.

5

культура: Почему русское искусство — в отличие от литературы и музыки — не ценят на Западе?

Шемякин: Его просто не замечают. Если что-то и покупается, то нашими олигархами. Когда Роман Абрамович приобрел за 86 миллионов долларов «Триптих» Фрэнсиса Бэкона и за 33 миллиона «Большую Сью» Люсьена Фрейда, братва ошалела, перемигнулась и сказала: «Пацаны, Рома, оказывается, покупает другое, а мы берем каких-то советских нонконформистов. Не туда идем». И мгновенно русский рынок рухнул. Западный мир пока не воспринимает наше современное искусство. Чтобы понять российских художников, нужно организовывать их выставки.

культура: Однако Русский музей целеустремленно занимается продвижением отечественного искусства.

Шемякин: Он, по сути, один. Музей устраивает замечательные ретроспективы Кончаловского, Петрова-Водкина, Дейнеки. И Запад начинает понимать, что даже среди соцреалистов были громадные мастера. Не говоря уже о том, что у России свой путь. И сегодня бессмысленно подражать модным, бездумным охламонам. Показывать, раздеваясь догола, что ни в чем не отстаем от Америки. Так мы не вырвемся на международную арену и останемся провинциалами, к которым относятся с легкой брезгливостью.

культура: Что представляет собой рынок искусства сегодня?

Шемякин: Это биржа. Вздуваются цены, идет игра, а потом все захлебнется в мусоре и лопнет, как мыльный пузырь. Никто не хочет вкладывать в наших художников, потому что не понимает, что такое русский рынок.

6

культура: Продолжаешь трудиться в сфере балета?

Шемякин: «Щелкунчик» в моей постановке на сцене Мариинки идет с аншлагом вот уже тринадцатый год. Последняя моя работа — «Коппелия» в Вильнюсе вместе с хореографом Кириллом Симоновым. Мы сделали настоящего Гофмана, а не сладкую балетную оперетку, что придумал Делиб.

культура: От балета идешь к опере?

Шемякин: Раньше я в опере не работал, но Володя Кехман (генеральный директор Михайловского театра. — «Культура») предложил восстановить мой спектакль «Нос», который в свое время запретили еще на стадии репетиций. Кехман также хочет, чтобы я поставил «Пиковую даму».

культура: В повестке дня и кооперация с Вячеславом Полуниным?

Шемякин: Став худруком Цирка на Фонтанке, Слава объявил о нашем сотрудничестве. Оно началось на площадях Венеции, и мы станем возрождать дух карнавала. Для меня это продолжение семейной традиции: мамина сестра была одной из ведущих артисток московского цирка. Она работала на канате — играла на саксофоне под куполом.

культура: Казимир Малевич призывал выводить искусство на площади. В прошлом году ты стал постановщиком военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» на Красной площади…

Шемякин: Это уже не первый раз. На прошедшем фестивале выступил в качестве главного художника. Давно дружу с замечательным человеком — комендантом Кремля генералом Сергеем Хлебниковым. «Спасская башня» — его общее детище с главным военным дирижером России Валерием Халиловым. У меня опять-таки это связано с семейной традицией. До войны мой отец устраивал показательные соревнования конников Северного Кавказа на Красной площади и сам принимал участие.

культура: «Я рисую и леплю, а они писают и какают», — твои слова о так называемых актуальных художниках.

7

Шемякин: Это, наверное, я сказал в сердцах (смеется). Брейгель делал блистательные зарисовки крестьян, справлявших большую и малую нужду. В этом нет ничего патологического. Но когда видишь перформанс художника, который весь в экскрементах ползает среди игрушек, это вызывает отвращение. Как и фотографии, на которых Олег Кулик писает в таз. Если мы будем и дальше двигаться в этом направлении, то вообще потеряем понимание того, что есть искусство. Принес мусор, обвязал веревками, придумал «теорию».

культура: Для тебя крупнейшие американские галерейщики Гагосян и Саатчи — мафия?

Шемякин: Эти заправилы, не имеющие никакого отношения к искусству, создают моду. На недавней выставке в лондонской галерее Саатчи целый этаж заполнили двухметровыми фотографиями Бориса Михайлова, который снимает российское дно. На них запечатлены голые бомжи — в безобразных позах, обос...ные. Ту же выставку я видел в Германии. Немцы очень радовались: они, проигравшие войну, разглядывали на снимках победителей. Без позыва на рвоту смотреть было невозможно. Это то, чем мы на сегодняшний день гордимся? Здорово! Не надо уметь рисовать или держать кисть в руке. С такими художниками, как Олег Целков или Михаил Шемякин, разговаривать не будут, потому что они имеют дело с материалом, который вычеркнут из лексикона.

культура: Солженицын называл современное искусство «игрой на струнах пустоты».

8

Шемякин: Сказано замечательно, но Александр Исаевич был и против нас, шестидесятников. Однажды писатель Володя Максимов поехал к Солженицыну в Вермонт и попросил поддержать создание фонда для художников-нонконформистов в изгнании. Максимов вернулся из-за океана страшно расстроенный. Нобелиат сказал ему, что последняя настоящая картина — «Бурлаки на Волге».

культура: Ты причисляешь себя к художникам-мистикам?

Шемякин: Нормальный человек всегда немного мистик. Если задумаешься, откуда ты и куда идешь, то поймешь, что тебя связывают нити с неведомыми мирами. Я многое понял благодаря нейрофизиологу Наталье Бехтеревой, которая возглавляла Институт мозга человека. Она занималась явлениями, необъяснимыми для простых смертных. Мне кажется, через некоторое время научно докажут существование и Бога, и ангелов. Ад не обязательно должен быть под землей среди кипящих котлов. Он может находиться внутри каждого из нас. Моя «мистическая» теория сводится к следующему: нам был подарен рай, который мы разрушили и продолжаем разрушать. Не дай Бог, произойдет утечка в ходе генетических экспериментов — это будет пострашнее водородной бомбы.

http://portal-kultura.ru/articles/art/4455-mikhail-shemyakin-prines-musor-obvyazal-verevkami-vot-tebe-sovremennoe-iskusstvo/
Subscribe

promo alekseysc february 15, 2014 09:09 1
Buy for 100 tokens
В 1798 году Томас Мальтус публикует "Опыт закона о народонаселении”, в котором высказывает революционную на тот момент мысль о том, что рост населения планеты значительно превышает скорость использования ресурсов и рост производства продуктов питания, вследствие чего неизбежны голод, бедность и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments